Финансовая доступность и P2P-кредитование

Опыт Китайской Народной Республики

Доступность основных финансовых услуг во многих странах рассматривается в качестве одной из фундаментальных потребностей и неотъемлемого права каждого гражданина и субъекта предпринимательства.

Международные институты, специализирующиеся на разработке стандартов в финансовой сфере считают финансовую доступность существенным фактором в процессе повышения уровня жизни населения и способствуют выработке единого подхода и методики в данном направлении.

Что же такое финансовая доступность? Она представляет собой такое поведение и состояние финансового рынка, при котором все дееспособное население страны, а также субъекты малого и среднего бизнеса имеют полноценную возможность получения базового набора финансовых услуг. В то же время возможность получения финансовых услуг выражается не только в физическом доступе к каким-либо финансовым продуктам (то есть наличии инфраструктуры предоставления финансовых услуг), но и в их понятности, уровне качества и полезности для обычных потребителей.

Таким образом, повышение финансовой доступности должно рассматриваться с точки зрения комплексного повышения ее четырех составляющих: ценовой, физической, ассортиментной и ментальной доступности. При этом обеспечение должного уровня доступности финансовых услуг возможно только при полноценном совершенствовании всех составляющих финансового рынка и при обеспечении финансовой стабильности. В связи с этим необходимо прежде всего создать условия для развития различных видов поставщиков финансовых услуг, которые, к слову, уже используются повсеместно во всем мире — P2P-кредитование (пиринговое кредитование или краудлендинг), или социальное кредитование, мобильные операторы, краудфандинг, интернет-площадки.

Как сообщает агентство «Синьхуа», обнародовавшее последние данные китайского Института по изучению интернет-финансов, объем сделок P2P-кредитования в Китае на конец июня 2016 года составил 2,21 трлн юаней (соответствует примерно 332 млрд долларов). Объем сделок, заключенных в первой половине прошлого года, достиг 842,3 млрд юаней. Всего в Китае действует около 2349 онлайн-платформ P2P-кредитования, однако их число заметно уменьшилось с начала 2016 года, когда официально функционировало 2595 площадок. Закрытие некоторых интернет-платформ стало следствием усиления регулирования этого сегмента.

Китай ужесточает регулирование пирингового кредитования с целью ограничения и контроля возможных рисков

Государственные органы стали предпринимать энергичные меры в отношении пирингового кредитования в 2015 году, обратив внимание на высокое число жалоб, которые были связанны с деятельностью P2P-сервисов. Наибольший резонанс в СМИ получил скандал с компанией Ezubao. Стало известно, что более 95% проектов, опубликованных на ее краудлендинговой платформе, оказались мошенническими и фиктивными, а сумма убытков, понесенных инвесторами, достигла порядка 7 млрд долларов.

Тогда же, в марте 2016 года, Верховный суд КНР сообщил, что судебная система Китая ведет почти полтора миллиона дел, связанных с различными злоупотреблениями в области пирингового кредитования, при этом суды всех инстанций по-разному квалифицируют и различают дела, связанные с P2P-кредитованием, и дела о незаконном сборе средств через интернет либо мошенничестве. Для контроля деятельности онлайн- платформ финансовые регуляторы КНР активно используют технологии обработки big data. Так, например, в прошлом году была создана специализированная платформа для мониторинга деятельности финансовых ресурсов, моментально выявившая 35 потенциально опасных для инвесторов компаний.

В то же время эксперты полагают, что ужесточение регулирования не оказывает существенного влияния на стремительный рост индустрии финансового кредитования. Объем сделок на платформах P2P к концу 2016 года должен был достигнуть 3 трлн юаней. При этом в Китае по количеству действующих онлайн-платформ P2P-кредитования первое место занимает провинция Гуандун (здесь зарегистрировано порядка 417 площадок), второе и третье места – Пекин (299 площадок ) и провинция Чжэцзян (287 площадок).

Объем сделок P2P-кредитования в Китае превысил 2 трлн юаней ($332 млрд)

Несколько месяцев назад China Banking Regulatory Commission (CBRC) опубликовала документ, вводящий ограничения в деятельность всех существующих на территории страны P2P-платформ.

В частности, теперь им запрещается: принимать депозиты от населения, объединяя эти деньги для развития своих проектов; предоставлять какие-либо финансовые гарантии своим кредиторам; продавать какие-либо финансовые продукты. Предполагается, что новые регуляторные требования помогут снизить имеющиеся финансовые риски, а также защитить законные интересы инвесторов и стимулировать финансовую доступность. В документе также введено значительное ограничение на максимально возможную сумму, которую может получить заемщик от инвесторов. Таким образом физическое лицо имеет возможность занять до 200 тысяч юаней (около 1,9 млн рублей) на одной P2P-площадке и до 1 млн юаней (около 9,6 млн рублей) с помощью нескольких кредитных платформ. Для юридических лиц эти ограничения равны 1 млн юаней (около 9,6 млн рублей) и 5 млн юней (около 47,9 млн рублей) соответственно.

Абсолютная прозрачность

Согласно новым правилам CBRC, отныне P2P-платформы должны раскрывать кредиторам основную информацию о заемщиках и их проектах, включая финансовые планы. На сайте платформы должна быть обязательно опубликована информация о количестве, объемах сделок и о средней ставке процента. CBRC теперь планирует ежедневно контролировать совершенные операции и разрабатывать соответствующие отраслевые нормативы. В это же время регулятор также создал и опубликовал черный список P2P-площадок и перечень запрещенных целей финансирования, в который входят покупка ценных бумаг и деривативов, права уступки долга и других высокорискованных финансовых инструментов.

Поддержка венчурного капитала

Опубликованные Китаем меры, направлены также и на поддержку венчурного капитала, чтобы стимулировать развитие стартапов. В частности, также предусмотрены меры, способствующие поощрению инвестирования в стартапы лидирующих промышленных компаний, инкубаторов стартапов и страховых компаний. Иностранные инвесторы получают равные условия с компаниями-резидентами вследствие существенного облегчения их доступа на рынок и упрощения административных бюрократических процессов.

Государственным предприятиям в то же время разрешается создавать венчурные фонды. Правительство намерено увеличить линейку инвестиционных продуктов и улучшить качество платформ (в том числе внебиржевых площадок по торговле акциями) в целях стимулирования роста прямого финансирования.

Планируется, что для венчурных компаний с долгосрочными инвестиционными стратегиями будут предусмотрены дополнительные программы с льготными условиями, которые также будут включать дополнительные налоговые льготы. Правительство Китая также предполагает работать над усовершенствованием нормативно-правовой базой, продолжать предпринимать меры по противодействию незаконному привлечению финансовых средств и ограничивать региональные и системные риски.

 

По материалам: Обзор регулирования финансовых рынков №2 и Обзор регулирования финансовых рынков №3

Новости

24 мая 2018 г. Идеальный инвестиционный портфель

Запись вебинара от 22 мая 2018

24 мая 2018 г. ЦСР и ВШЭ отметили вклад краудфандинга в экономику России
По прогнозам Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики, к 2020 году краудфандинг обеспечит России прирост на 255,8 миллиарда рублей

23 мая 2018 г. Законопроект о краудфандинге прошел первое чтение

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ».