Регулирование краудфандинга

Дата: 15.03.2017

Одним из глобальных трендов в платежной индустрии на протяжении последних лет является монетизация идеи, связанной с решением задач многочисленной распределенной группой людей, мобилизованной посредством информационных технологий. Речь идет о так называемом краудсорсинге. Сам термин установил специфику указанного направления, хотя пока что оно не закреплено на законодательном уровне. Этой проблеме и посвящена статья.

Краудсорсинг включает в себя достаточно широкий перечень видов деятельности, не ограничиваясь, как многие полагают, задачами, связанными с общественной деятельностью или благотворительностью. Подходы краудсорсинга в мобилизации людей посредством информационных технологий для решения различных задач являются едиными для такой деятельности как краудфандинг, краудинвестинг или краудлендинг. Все указанные направления работают на привлечение средств от большого количества физических лиц с целью реализации того или иного продукта или услуги. Давайте рассмотрим эти направления более детально.

Краудфандинг в переводе с английского языка означает «народное финансирование», то есть это деятельность, связанная с привлечением денежных ресурсов от большого количества людей, добровольно объединяющих свои ресурсы на специализированных интернет-площадках с целью реализации продукта или услуги, помощи нуждающимся, проведения различных мероприятий и так далее… . Краудфандинг подразделяется на несколько общепринятых видов:

  1. благотворительный краудфандинг — это сбор финансов на некоммерческие проекты (будь то благотворительность, помощь в лечении заболевания), социальные проекты по благоустройству или созданию предмета искусства, политическую деятельность, где отсутствует вознаграждение для перевододателей. Сумма пожертвования может обеспечить небольшие подарки или сувениры, упоминание кредитора на сайте, предоставление CD, книги и др.;
  2. условно-возвратный краудфандинг — сбор денежных средств для коммерческих проектов в целях приобретения какого-либо товара. Можно сравнить с обычным предзаказом, когда, например, хозяйство собирает средства на выращивание экологически-чистых продуктов, а затем возвращает продукт по стоимости, как правило, ниже рыночной;
  3. краудинвестинг — предполагает сбор денежных средств в целях инвестирования, будущего участия в деятельности компании с правом владения акций или голосования на собрании акционеров. Предполагалось, что в Соединенных Штатах Америки с 2013 года краудфандинговые платформы смогут легально и открыто предлагать данную форму инвестиционной деятельности неаккредитованным инвесторам. Тем не менее комиссия по ценным бумагам и вкладам – Securities and Exchange Comission, SEC – до сих пор не опубликовала нужные директивы, разрешения на данный вид инвестирования. Без данного разрешения платформы не могут делать список доступных для инвестирования проектов открытым. Доступ к нему имеют только аккредитованные кредиторы;
  4. краудлендинг или P2P-кредитование — это сбор денежных средств для финансирования юридических и физических лиц. Основными характеристиками P2P-платформ являются наличие кредитного рейтинга заемщика, проверка его документов с целью снижения риска мошенничества или невыплат, возможность диверсификации портфеля кредитора, а также наличие минимальных и максимальных уровней инвестирования, досрочное погашение долга без уплаты процентов. Такая разновидность финансирования имеет схожесть с банковской или микрофинансовой деятельностью.

Важно учитывать, что даже если P2P-кредитование носит разовый характер, то гражданин обязан подать налоговую декларацию и оплатить подоходный налог. В ином случае ему могут быть выдвинуты претензии от госорганов. Однако если указанная деятельность носит систематический характер, то она будет квалифицирована контролирующими органами как предпринимательская деятельность, регулируемая в рамках ФЗ от 21.12.2013 №353 «О потребительском кредите (займе)» .

По мнению ряда экспертов, предоставление в долг свободных денег другим гражданам может быть одним из законных прав гражданина распоряжаться собственным имуществом, то есть денежными средствами. Однако это уже является экономической деятельностью. Отличительной чертой выдачи займов как предпринимательской деятельности является кредитование в первую очередь не за счет собственных, а за счет привлеченных финансов.

Действительно, существует правовая неопределенность в сфере регулирования P2P-кредитования, которая создает трудности специализированным площадкам. Например, в период подготовки рекламной кампании, рекламодатели классифицируют такую деятельность как банковскую, требуя обязательного упоминания лицензии кредитной организации в своих рекламных проспектах.

Преимущества

Говоря о преимуществах краудфандинга, можно выделить возможность получения финансирования для реализации собственной идеи или проекта без каких-либо географических препятствий. Количество инвесторов со всего мира практически не ограничено, что позволяет компании или проекту в случае успеха выходить на новые международные рынки. Также к сильным сторонам относится возможность получения предзаказа на планируемою к выпуску продукцию и изучение уровня спроса на нее.

Недостатки

Из-за отсутствия специального законодательства рассматриваемый инструмент финансирования проектов может нести риски как для самой краудфандинговой площадки, так и для инвесторов. В частности, если средства от кредиторов с использованием платежных карт зачисляются на банковский счет краудфандинговой площадки, а затем переводятся на банковские счета заёмщиков, такая деятельность будет осуществляться с нарушением банковского законодательства, нормативных актов и норм Банка России (в том числе Положения Банка России №266-П от 24.12.2004 «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием»).

Согласно указанному Положению, деятельность площадки подпадает под деятельность кредитных организаций, которая связана с эквайрингом операций с платежными картами, а именно, краудфандинговая компания производит банковскую операцию «осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам» [4, с. 45–49]. Пока что краудфандинговые компании не входят в перечень организаций, подпадающих под действие ФЗ №115 от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Закон о ПОД/ФТ). На практике же это исключает за ними контроль, осуществляемый соответствующими государственными органами в целях пресечения действий, связанных с отмыванием доходов, полученных преступным путем.

Поскольку проводимые операции с денежными средствами возлагают на площадки определенную ответственность, те самостоятельно проводят внутренний аудит и контроль по выявлению неправомерных операций. Краудфандинговые компании дорожат своей репутацией, так как в России это относительно новый бизнес, поэтому тщательные проверки проектов и заемщиков практически ничем не отличаются от классических процедур, проводимых банками перед выдачей кредита. Также площадки обязаны направлять в уполномоченный орган сведения об операциях, относительно которых возникли подозрения.

В P2P-кредитовании существуют правовые риски, которые отчасти связаны с признанием контролирующими органами этого вида деятельности, как предпринимательской. К правовым рискам относится реализация проекта в сфере P2P-кредитования с использованием предоплаченных карт без учета специфики в отношении данного электронного средства платежа, содержащейся в ст. 7 и 10 ФЗ №161 от 27.06.2011 «О национальной платежной системе» (№ 161-ФЗ).

Одним из так называемых «подводных камней» «народного финансирования» может стать и налогообложение полученных ресурсов. Однозначно важно понимать, что налог с собранных денежных средств не нужно платить только благотворительным организациям, которые зарегистрированы в установленном порядке и получают деньги на целевые нужды (п. 8.2 ст. 217 Налогового кодекса РФ).

В то же время на деятельность краудфандинговых компаний распространяются общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, нормы об информационном посреднике (ст.1253.1 ГК РФ), нормы об ограничении информации об экстремизме, суициде, распространении наркотиков и иной запрещенной информации. Все это является не полным перечнем положений, поэтому каждый случай требует индивидуального анализа и изучения.

В это время анализ российского законодательства показывает, что нет прямых запретов на привлечение денег через краудфандинговые платформы, в настоящее время нет и норм, обеспечивающих упрощенные схемы дистанционного инвестирования через интернет. Именно поэтому практика соблюдения консервативных способов проверок и изучения кредитных историй по-прежнему остается актуальной.

 

По материалам: «Деньги и кредит» 1/2017

Новости

12 ноября 2018 г. О недобросовестном заемщике, котиках и чувстве юмора

Совсем недавно завершился еще один судебный процесс по взысканию средств инвесторов Penenza с недобросовестного заемщика.

7 ноября 2018 г. На Russian Fintech Day 2018 обсудят будущее краудлендинга

22 ноября в Москве состоится конференция Russian Fintech Day 2018



6 ноября 2018 г. Почему бизнесу необходим краудлендинг
Краудлендинг — это займы бизнесу без участия банков. Компании и простые люди одалживают предпринимателям деньги и получают за это проценты.