Краудфандинг

Краудфандиг – это работающая модель, успех которой многократно продемонстрирован иностранными примерами. Данная статья рассматривает актуальные вопросы в отношении такого вида деятельности, преимущества, возможности и последствия, которые несет в себе это новое в нашей стране направление.

Положительные стороны и блестящие возможности

Используя инструменты краудфандинга, компания может получить финансирование на реализацию своего проекта, без привлечения стороннего венчурного капитала, и, тем самым, оставляя за собой контроль.

При успешном финансировании стоимость компании значительно увеличивается, а число потенциальных инвесторов в успешный инновационный проект растет в геометрической прогрессии. Это свидетельствует о возможности получения дополнительных источников кредитования. Кроме того, такая компания получает гарантированного потребителя своей продукции из числа инвесторов данного проекта.

В то же время учредители проектов имеют возможность рекламировать выпускаемую продукцию без дополнительных затрат, а также использовать различные инструменты народной рекламы, в том числе «сарафанное радио» и СМИ, которые заинтересованы в обзоре актуальных новинок краудфандинга.

Непростые финансовые условия текущего времени позволили бы краудфандингу создавать дополнительные рабочие места, а также обеспечивать формирование более простого механизма привлечения инвестиций как для стартапов, так и небольших компаний. Все это отвечает задачам государства в развитии малого и среднего бизнеса.

В качестве примера можно вспомнить инновационный проект, который был запущен на Kickstarter в августе 2012 года – Oculus Rift. Компания создает шлемы виртуальной реальности и получила финансирование, равное 2437,4 тыс. долларов США при запланированных 250 тыс. После блестящей краудфандинговой кампании проект привлек дополнительные внешние инвестиции в объеме более 85 млн долларов США. Спустя два года компания была продана «Facebook» за 2 млрд долларов. Таким образом стоимость проекта выросла более чем в 20 раз, и стартом увеличения этого процесса стал именно вывод идеи на краудфандинговую площадку.

Некоторые угрозы

Одной из опасностей в краудфандинговой индустрии является вероятность попадания проектов мошенников, которые собирают средства на несуществующую продукцию. После успешной реализации плана по сбору денег, финансирование присваивается. Такие риски могут быть во многом обусловлены отсутствием соответствующих процедур due diligence при отборе проектов, а также соответствующей компетенции сотрудников, имеющих профессиональный опыт в сфере управления рисками.

Нельзя не обратить внимание на то, что сами площадки также могут представлять из себя опасность и создаваться с целью построения финансовых пирамид, вычислить которые, если они не предлагают быстрого обогащения, зачастую бывает очень сложно. В таком случае краудфандинг выступает в роли красивой легенды с целью реализации финансовых пирамид и других различных афер в платежной индустрии.

Регулирование и меры предосторожности

Краудфандинговые компании — это хозяйствующие субъекты, действующие на территории Российской Федерации в качестве финансовых посредников в рамках существующего правового поля Российской Федерации. Они не являются субъектами регулирования законодательства о национальной платежной системе, ФЗ №115 от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Закон о ПОД/ФТ), потребительском кредите (займе) и не подпадают под регулирование и надзор регулятора финансового рынка — Центрального банка Российской Федерации.

В связи с этим, чтобы исключить рассмотренные выше регуляторные риски, а также оградить вовлечение таких компаний в совершение сомнительных операций, эксперты предлагают рассмотреть следующие подходы к регулированию деятельности данных субъектов финансового рынка Российской Федерации.

Разработка и внедрение с учетом международного опыта специального набора нормативно-правовых документов, которые будут регулировать деятельность краудфандинговых площадок, основные положения которых должны включать:

  • субъектный состав, на который распространятся требования;
  • органы, которые осуществляют надзор за такими субъектами;
  • описание механизмов и электронных средств платежа, посредством которых осуществляется перевод денег к заемщику от кредитора;
  • требования к капиталу (максимальному объему привлекаемых денежных средств);
  • требования к обеспечению безопасности и бесперебойности осуществления такого вида деятельности (в случае мошенничества и технических сбоев IT-платформы);
  • требования в части Закона о ПОД/ФТ;
  • требование своевременного оповещения пользователей о возможных рисках, связанных с инвестированием, и о рисках самой платформы;
  • предоставление квалифицированной информации о заемщике (проведение аудита – как рекомендация) и прочее.

При этом указанные требования могут отличаться в зависимости от вида деятельности в сфере P2P- кредитования и краудинвестинга.

Еще один этап регуляторной деятельности в отношении краудфандинга возможен только при условии высокой организованности участников, наличии общности целей и действенных коммуникаций между участниками. Речь идет об установлении института саморегулирования их деятельности.

Результаты исследований показывают, что к текущему времени применение данного способа представляется по различным причинам нереалистичным. Одной из них является в том числе неоднородность развития самой индустрии.

Самая крайняя мера регуляторного подхода — это введение лицензирования указанного вида деятельности. Такой подход существует, например, в Малайзии. Эксперты рынка финансов считают ошибочным существующее мнение о том, что что применение жесткого регуляторного подхода является оправданным, поскольку устанавливает оградительные барьеры для входа на рынок краудфандинга недобросовестных игроков (мошенничество, организация финансовых пирамид и пр.), создавая для общественности атмосферу надежности и доверия к инновационным проектам, реализуемым краудфандинговыми компаниями с соответствующей лицензией, выданной регулятором.

Предполагается, что реализация в России регуляторной модели по примеру Малайзии, при незначительном объеме количественных показателей, на самом раннем этапе становления краудфандинговой индустрии может привести к негативному развитию событий с наиболее неблагоприятным сценарием — миграцией бизнеса в другие юрисдикции, что несет, безусловно, соответствующие последствия для всей платежной отрасли.

На этапе становления индустрии онлайн-инвестирования наиболее оптимальной регуляторной моделью может стать подход регуляторных песочниц, которого придерживаются такие страны, как Великобритания, Сингапур, а также многие другие. Положительный опыт подобного регулирования инноваций имеется и в нашей стране, когда Банк России в 1997 г. установил рамочное регулирование предоплаченных финансовых продуктов (в рамках текущего регулирования – банковские предоплаченные карты). Таким образом, если рассматривать принцип регуляторных песочниц в отношении краудфандинговой деятельности, то разработанная ранее концепция регулирования краудфандинга в России, приоритетом которой безусловно является защита прав потребителей, отвечает вышеуказанной регуляторной модели. Позиция Банка России в настоящее время понятна: в одном из последних пресс-релизов отмечено, что регулирование краудфандинга необходимо вводить поэтапно — через наблюдение, добровольное анкетирование площадок и ведение диалога с ними.

 

По материалам: Деньги и кредит» 1/2017

Новости

21 сентября 2018 г. Оценим перспективы развития краудлендинга на MFO Russia Forum

Где больше всего посредников? Правильно, в цепочке между получателем и источником денег.

20 сентября 2018 г. В чем разница между краудинвестингом и краудлендингом

Эти финансовые инструменты часто путают, однако между ними есть существенные различия.



17 сентября 2018 г. Как оформить заём на Penenza?

Мы продолжаем записывать видеоролики для нашего YouTube канала