Тренды регулирования пирингового кредитования

Дата: 07.06.2017

Изучение мирового опыта показывает, что регулирование рынков P2P- кредитования в разных странах вариативно. На данный момент существуют следующие модели регулирования:

  • запрет – деятельность полностью запрещена регулятором;
  • нерегулируемый рынок — предполагает полностью свободный от определений в законодательстве рынок, а также наличие некоторых отдельных актов, направленных на защиту прав инвесторов;
  • «intermediate» модель — существуют нормативные акты, которые устанавливают определенные рамки деятельности P2P-платформ, сформулированы механизмы лицензирования, размещения рекламы и формулы процентных ставок;
  • банковское регулирование — это P2P-рынок, который регулируется так же, как банковский сектор; интернет-площадки обязаны получать лицензию от банков и публиковать отчетность, раскрывая всю существенную информацию;
  • американская модель. Здесь существует два уровня регулирования: со стороны SEC и со стороны каждого штата отдельно. В некоторых штатах, например, в Техасе, имеется запрет на краудлендинговую сферу. Другие, например, Калифорния, накладывают серьезные ограничения на P2P-платформы с целью защитить инвесторов. Кроме того, если та или иная платформа планирует работать на международном уровне, то она обязана выполнять по требованию американского законодательства условия регуляторов всех стран своего присутствия.

В настоящее время Россию можно отнести к модели нерегулируемого рынка, поскольку в законодательстве еще не сформулировано определение этого вида деятельности, также отсутствует механизм специализированного регулирования. Тем не менее следует отметить, что такие компании, зарегистрированные в российской юрисдикции, имеют лицензии микрофинансовой организации и их деятельность подчиняется требованиям Федерального закона от 02.07.2010 №   151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и Федерального закона от 21.12.2013 №   353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Кроме того, Банк России постоянно проводит мониторинг рынка краудлендинга на основе выборки из отдельных площадок. К мониторингу также добровольно присоединились Агентство стратегических инициатив, Фонд развития интернет-инициатив, Boomstarter и многие другие участники рынка. Банк России ежеквартально взаимодействует со всеми участниками, время от времени проводит рабочие встречи, не собираясь при этом отказываться от дальнейшего мониторинга ситуации.

Проблемы, которые надо решать

На современном этапе развития мировой экономики рынок P2P-кредитования в полной мере демонстрирует темпы своей экспансии. Так, P2PFA отмечает, что модель пирингового кредитования становится доминирующей в Великобритании. Такая же ситуация наблюдается и в Соединенных Штатах Америки.

На российском рынке новые P2P-площадки появляются регулярно, в то же время и объем выданных при их посредничестве займов растет в геометрической прогрессии. С учетом таких условий необходимо принимать меры по защите инвесторов и всестороннему противодействию реализации мошеннических схем. Именно поэтому в процессе подготовки законопроекта следует рассмотреть такие направления, в приоритете которых на первом месте находится защита прав потребителей, а именно:

  • механизмы возврата средств кредиторам в случае банкротства площадки;
  • методологию оценки кредитоспособности заемщиков с учетом особенностей деятельности краудлендинговых площадок;
  • возможность обмена между площадками информацией из базы данных о заемщиках с негативной кредитной историей, допускающих просрочку платежей, с целью недопущения недобросовестных практик;
  • соблюдение положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • возможность P2P-площадок получать информацию о заемщиках из бюро кредитных историй с целью присвоения им определенного рейтинга.

Инициатором обсуждаемого законопроекта является Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Авторы уверяют, что любые нормативы необходимо вводить постепенно и под серьезным надзором, постоянно осуществляя обратную связь со всеми участниками процесса.

Пиринговое кредитование в Индии

В середине прошлого года RBI опубликовал консультативный документ по пиринговому кредитованию. В докладе исследован международный рынок пирингового кредитования и описаны несколько существующих регулятивных моделей. Целью документа стало желание достигнуть понимания, какая модель регулирования наиболее подходит для страны с учетом национальной экономической ситуации и особенностей менталитета. С учетом стремительного развития рынка P2P в Индии, RBI выпустил доклад, который, в частности, рассматривает основные регулятивные модели: нерегулируемый рынок; регулирование P2P как финансового рынка; регулирование P2P как банковского сектора; американская модель регулирования; полный запрет на ведение деятельности.

По данным RBI, сейчас в Индии существует и работает множество краудлендинговых интернет-платформ, 30 из которых специализируются исключительно на кредитовании стартапов. По оценкам около 20 из всех действующих P2P-площадок были запущены в два года назад. Однако достоверных данных обо всех интернет-проектах пирингового кредитования, действующих в рамках индийской юрисдикции, нет. RBI подчеркивает, что международная практика регулирования P2P-кредитования очень вариативна, приводя аргументы как в пользу, так и против введения регулирования этого направления кредитования на индийском финансовом рынке.

Слово «против»:

  1. предполагается, что регулирование в таком молодом секторе может восприниматься населением как показатель того, что этот инструмент является проверенным и надежным. В свою очередь повышенный уровень доверия к P2P-кредитованию, скорее всего, привлечет множество некредитоспособных и недобросовестных заемщиков. Слабая информированность инвесторов о потенциальных рисках таких вложений и низкой степени изученности рынка в целом способны сделать краудлендинг источником повышенных рисков для самих инвесторов;
  2. любой введенный уровень регуляторных требований может оказаться слишком высоким и привести к подавлению развития инноваций, а также ограничить доступ потенциальных заемщиков к прямому финансированию в обход посредников;
  3. рынок P2P-кредитования на данный момент находится на ранней стадии развития и становления, в связи с этим он не представляет собой системной значимости, а соответственно, не несет в себе системного риска.

Слово «за»:

  1. предполагается, что регулирование краудлендингда имеет целесообразность с учетом важности и скорости развития технологий в банковском секторе и секторе некредитных финансовых организаций. Наличие нормативно-правовой базы могло бы позволить избежать некоторые риски, которые присущи молодым и развивающимся отраслям рынка;
  2. регулирование может сделать пиринговое кредитование более эффективным, поэтому важность такого метода финансирования нельзя не признать, так как подобный альтернативный источник кредитования имеет шанс стать единственным доступным для молодых и высокорискованных предприятий, развивающих современные технологии;
  3. если оставить сектор нерегулируемым, то возрастает риск появления различных недобросовестных практик, которые могут иметь плохие последствия для всех инвесторов;
  4. раздел 45S Закона о Резервном банке Индии запрещает получение кредитов от физических лиц или юридически объединений физических лиц не имеющих должного оформления.

Нарушение этого правила наказывается в соответствии с разделом 5B соответствующего Закона. И, поскольку многие кредиторы — это участники краудлендинговых платформ, являющиеся физическими лицами, отсутствие нормативных документов, выводящих P2P-кредитование из-под влияния раздела 45S, говорит о незаконности для физических лиц такого вида инвестирования.

В своем документе RBI просит всех заинтересованных лиц выразить свое мнение относительно необходимости регулирования P2P-кредитования, адекватности предложенной оценки рисков для данного сектора, а также возможных неучтенных в документе рисков, если таковые имеются.

 

По материалам: Обзор регулирования финансовых рынков №1

Новости

12 ноября 2018 г. О недобросовестном заемщике, котиках и чувстве юмора

Совсем недавно завершился еще один судебный процесс по взысканию средств инвесторов Penenza с недобросовестного заемщика.

7 ноября 2018 г. На Russian Fintech Day 2018 обсудят будущее краудлендинга

22 ноября в Москве состоится конференция Russian Fintech Day 2018



6 ноября 2018 г. Почему бизнесу необходим краудлендинг
Краудлендинг — это займы бизнесу без участия банков. Компании и простые люди одалживают предпринимателям деньги и получают за это проценты.