Пененза
  • Блог
  • Новости
  • P2b-платформы в шаге от госрегулирования
  • P2b-платформы в шаге от госрегулирования

    Дата: 24.07.2019

    На сегодняшнем пленарном заседании Государственной думы депутаты единогласно проголосовали за принятие в третьем чтении законопроекта о правилах привлечения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами инвестиций через p2b- платформы. Перед голосованием председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков подчеркнул, что закрепление правовых основ деятельности краудплатформ будет способствовать развитию цифровой экономики, даст бизнесу дополнительные возможности финансирования и поможет противостоять недобросовестным участникам рынка.

    Законопроект вводит понятие «утилитарные цифровые права». Они возникают у пользователей соответствующих законодательству инвестиционных платформ. Их работу будет контролировать Банк России. Заниматься привлечением денежных средств смогут только те площадки, которые регулятор внес в реестр операторов инвестиционных платформ (ОИП).

    Для неквалифицированных инвесторов документ устанавливает лимит на годовой объем вложений: до 600 тысяч рублей. Индивидуальные предприниматели и юридические лица смогут привлекать до 1 млрд рублей в год.

    Помимо p2b-платформ законопроект устанавливает правила покупки акций, облигаций и прав требования по некоторым видам коммерческих контрактов.

    Теперь закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» должен одобрить Совет Федерации и подписать президент России. На этих этапах уже не вносятся поправки и, как правило, не происходит никаких сюрпризов. Это значит, что максимум через 40 дней текст закона появится в «Российской газете», и с 1 января 2020 года рынок краудфинансов заживет по новым правилам.

    Платформа Penenza, как и другие действующие краудинвестинговые площадки, получит отсрочку до 1 июля 2020 года.

    Подробнее о законодательном регулировании рынка краудфинансов читайте ниже в материале vc.ru.

    Госдума приняла закон о правилах краудинвестинга в России: на кого он распространяется и как будет работать

    Документ вносит годовые лимиты как для инвесторов (600 тысяч рублей), так и для тех, кто хочет привлечь деньги (1 млрд рублей).

    Госдума приняла во втором чтении законопроект, определяющий правила вложения и привлечения инвестиций через краудинвестинг в России. За принятие проголосовали 401 депутат, трансляция заседания велась на сайте Госдумы.

    Обновлено 24 июля. Госдума приняла закон в третьем окончательном чтении. Теперь документ должен одобрить Совет федерации и подписать президент России.

    Законопроект, который затрагивает такие площадки, как «Поток» и Ozon.Invest, прошёл первое чтение ещё весной 2018 года. В новой версии документа появились ограничения по годовому объёму инвестиций как для инвесторов (600 тысяч рублей), так и для заёмщиков (1 млрд рублей).

    На кого распространяется законопроект

    Требования законопроекта затрагивают площадки для краудинвестинга в форме предоставления займов физлицами юрлицам (p2b), покупки акций и облигаций или покупки прав требования по некоторым видам коммерческих контрактов, объясняет партнёр юридической фирмы O2 Consulting Дарья Носова.

    К таким площадкам относятся, например, Penenza.ru, Ozon.Invest и принадлежащий «Альфа-банку» сервис «Поток». В начале 2019 года запуск платформы для кредитования малого бизнеса физлицами анонсировал «Сбербанк».

    На платформы краудфандинга, такие как Boomstarter и Planeta.ru, требования законопроекта не распространяются, потому что они предлагают механизм финансирования, не связанный с инвестированием, объяснили представители этих компаний.

    Алексей Чесноков, замгендиректора Planeta.ru по правовым вопросам

    В законопроекте речь идёт об инвестировании и перечислены способы, которые предусмотрены законопроектом. Ни один из указанных в законопроекте способов инвестирования на нашей платформе не используется.

    Инвестирование — это всё-таки вложения ради получения прибыли. В нашем случае речь идёт о нефинансовых вознаграждениях, это предзаказ и спонсорство.

    пресс-служба Boomstarter

    В тексте законопроекта под инвестициями понимается получение прибыли «путём приобретения ценных бумаг или цифровых прав, либо путём предоставления займа». Законопроект оперирует определениями, которые не относятся к деятельности Boomstarter. Механизм работы Boomstarter очень простой и прозрачный: давать возможность авторам (стартапам) продавать предзаказы на их будущий продукт.

    Фактически, Boomstarter это большая «витрина», где можно купить интересные и уникальные товары от стартапов-резидентов Российской Федерации. Как в интернет-магазине, который продаёт товары со сроком поставки не на следующий день, а дольше.

    ЦБ считает краудфандингом как займы от физлиц юрлицам и между юрлицами, так и финансированием в обмен на нефинансовые награды, а также займы между физлицами. По оценке ЦБ, по итогам 2018 года объём рынка краудфандинга составил 15,2 млрд рублей. Из них 14,85 млрд рублей удалось привлечь малому и среднему бизнесу.

    Платформы для краудинвестинга

    Законопроект вводит понятие «инвестиционная платформа» — через неё бизнес может найти инвесторов и наоборот. Такую платформу может создать компания, размер собственного капитала которой составляет как минимум 5 млн рублей.

    Контролировать работу площадок будет Банк России. Регулятор создаст реестр операторов инвестиционных платформ (ОИП), он будет опубликован на сайте ЦБ. Заниматься организацией краудинвестинга смогут только платформы, включенные в реестр.

    Операторы инвестиционных платформ не будут отвечать перед инвесторами по обязательствам компаний и предпринимателей, привлекающих инвестиции. Но законопроект требует от операторов до заключения договора (в том числе в рекламе платформы) предупреждать инвесторов о высоких рисках, включая полную потерю вложенных денег.

    Требования к капиталу оператора платформы не выглядят как заградительный барьер для среднего бизнеса, который захочет запустить инвестплощадку, указывает Носова. Но она ожидает появления на этом рынке банковских групп, которые видят свою цель в развитии как больших финтех-корпораций. Средним и маленьким игрокам будет сложно конкурировать с ними, считает партнёр O2 Consulting.

    На ОИП также распространяется закон о противодействии легализации преступных доходов и обязанность передавать в бюро кредитных историй информацию о выданных займах.

    Изменения, связанные с идентификацией пользователей по 115-ФЗ и квалификацией инвесторов, потребуют дополнительных затрат, говорит гендиректор платформы «Поток» Никита Абраменко. По его словам, компания должна будет создать подразделение по внутреннему контролю и проводить идентификацию лиц, пользующихся площадкой.

    Кто сможет инвестировать

    Инвестировать через такие платформы смогут любые российские граждане и юрлица. Россияне без статуса квалифицированного инвестора смогут инвестировать через краудинвестинг не больше 600 тысяч рублей в год.

    На Penenza.ru один инвестор вкладывает в проект в среднем 10-15 тысяч рублей, говорит заместитель главы компании Иван Васильев. Однако займы на площадке краткосрочные и вкладывать-возвращать одну сумму инвестор может до 24 раз в год. Крупные инвесторы могут исчерпать лимит быстрее чем за год, указывает Васильев.

    Важный вопрос, требующий обсуждения, — как платформы будут обмениваться между собой данными и отслеживать сумму вложений по каждому неквалифицированному инвестору, указывает вице-президент по цифровым финансовым сервисам в Ozon Никита Сайгутин.

    Ограничение не распространяется на индивидуальных предпринимателей, квалифицированных инвесторов и тех, кто приобретает утилитарные цифровые права по договорам инвестирования, заключённым с публичным акционерным обществом.

    Законопроект предлагает три способа инвестировать через краудинвестинг:

    • Предоставление займов.
    • Приобретение ценных бумаг (за исключением ценных бумаг кредитных и некредитных финансовых организаций, а также структурных облигаций и предназначенных для квалифицированных инвесторов ценных бумаг).
    • Приобретение утилитарных цифровых прав (УЦП).

    К УЦП относятся права требовать:

    • Передачи вещей.
    • Передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и использования таких результатов.
    • Выполнения работ и оказания услуг.

    Законопроект предполагает обязательную идентификацию инвесторов и клиентов, привлекающих инвестиции. Для идентификации операторы инвестиционных платформ могут использовать государственную ЕСИА (используется на Госуслугах).

    Кто сможет привлекать инвестиции

    Привлекать инвестиции через краудлендинг смогут юрлица и индивидуальные предприниматели. Они смогут привлекать не более 1 млрд рублей в год, ограничение не распространяется на публичные компании, привлекающие инвестиции через продажу УЦП.

    Законопроект предусматривает случаи, при которых они не смогут привлечь инвестиции через краудинвестинг:

    • Если акционеры или руководители компании либо предприниматель имеют непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, против власти и интересов госслужбы.
    • Если юрлицо или ИП проходит процедуру банкротства.
    • Если юрлицо или ИП включены в список организаций и физлиц, подозреваемых в причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также к распространению оружия массового уничтожения.

    Как законопроект описывает процесс инвестирования

    • Договоры об инвестициях будут заключаться в электронной форме. Все переводы будут проходить только в безналичном виде.
    • Проект, который хочет привлечь инвестиции, должен содержать общее описание, полные условия финансирования, срок сбора, а также минимальный и максимальный объём необходимых средств.
    • Инвесторы не переводят деньги проектам напрямую. Сначала они перечисляют деньги на номинальный счёт инвестиционной платформы в банке. Только после того, как проект соберёт минимальную сумму, будет заключён контракт и оператор переведёт деньги на его счёт (в срок до трёх рабочих дней).
    • Возврат инвестиций происходит похожим образом: клиент переводит деньги на номинальный счёт инвестиционной платформы, откуда инвестор может вывести их на свой счёт.
    • Если проект не сумеет собрать минимальную сумму в указанный срок, сделка не состоится.
    • Инвестор может отказаться финансировать проект в течение пяти дней после согласия поддержать проект, но до заключения контракта. Для этого он должен подать заявление оператору инвестиционной платформы.
    • Операторы платформ должны хранить все заключенные контракты в течение пяти лет после прекращения договора и предоставлять по требованию участников сделки.

    Среди банков нет большой практики открытия номинальных счетов, отмечает Абраменко. У «Потока», по его словам, номинальные счета открыты давно. За обслуживание номинальных счетов банки берут комиссию с каждого перевода клиенту, привлекающему инвестиции, указывает Иванов из Penenza.ru.

    Когда закон вступит в силу

    В случае окончательного принятия закон вступит в силу с 1 января 2020 года. После этого запускать платформы смогут только организации, внесённые ЦБ в реестр операторов инвестиционных платформ.

    Для организаций, которые развивали краудинвестинг до вступления закона в силу, предусмотрен переходный период — они должны привести свою работу в соответствие новым требованиям до 1 июля 2020 года.

    Источник: vc.ru

    Новости

    14 октября 2021 г. Как рассчитать доходность по облигациям, купонный доход и его виды, цена...
    Облигация – это ценная бумага, которую выпускает компания, нуждающаяся в денежных вливаниях. Основное преимущество...
    27 июля 2021 г. Важные для инвесторов изменения на платформе Penenza

    В связи с Федеральными законами 259-ФЗ и 115-ФЗ на платформе Penenza.ru произошли некоторые изменения.



    29 июня 2021 г. Penenza включена в реестр операторов инвестиционных платформ

    В реестр попадают только надёжные компании, деятельность которых соответствует высоким стандартам ЦБ.