Самые знаковые изменения российского финансового законодательства за 2018 год

Дата: 26.12.2018

Gaap.ru решил подвести финансовые итоги года и спросил руководителей компаний о том, какие изменения российского законодательства оказались наиболее значимыми. Как в положительном, так и в отрицательном ключе.

PR-директор Penenza Галина Харнахоева ответила на вопросы:

«Конечно, законопроект «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)», который определяет правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Отношение к законопроекту у нас позитивное, потому что многие инвесторы не приходят на площадки как раз из-за отсутствия регулирования, отсутствия официального реестра площадок.

Поэтому закон станет драйвером, в том числе для Penenza.ru как лидера отрасли. Законопроект рамочный, не жесткий и, в целом, соответствующий текущей ситуации в отрасли. В текущем виде он делит инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных, что очень хорошо.

Безусловно, есть замечания - например, нет четкого определения, какой инвестор квалифицированный, а какой нет, и кто и как определяет квалификацию. Кроме того, есть вопросы по налогам в отношении площадок и инвесторов».

Конец года - время подводить итоги. Какие изменения российского законодательства за истекший период оказались для Вас и/или Вашей организации наиболее значимыми, в положительном или же отрицательном ключе? Чего Вы ждете от 2019 года (возможно, хотели бы пожелать)?

Галина Харнахоева, Краудлендинговая платформа Penenza.ru:

Конечно, законопроект “Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)”, который определяет правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Отношение к законопроекту у нас позитивное, потому что многие инвесторы не приходят на площадки как раз из-за отсутствия регулирования, отсутствия официального реестра площадок.

Поэтому закон станет драйвером, в том числе для Penenza.ru как лидера отрасли. Законопроект рамочный, не жесткий и, в целом, соответствующий текущей ситуации в отрасли. В текущем виде он делит инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных, что очень хорошо.

Безусловно, есть замечания - например, нет четкого определения, какой инвестор квалифицированный, а какой нет, и кто и как определяет квалификацию. Кроме того, есть вопросы по налогам в отношении площадок и инвесторов.

Олег Сырочев, ПК СССР

Как можно положительно относиться к постоянному увеличению поборов? Только в отрицательную сторону для людей, для МСП направлены все законы. Возможно, крупный бизнес имеет какие-то бонусы от таких законов, но в конечном итоге это приведет к конкретному снижению уровня жизни каждого отдельного человека. Прогноз на 19 год? Будет только хуже. Пожелание: если матом нельзя, тогда пожеланий нет.

Иван Рыков, председатель подкомитета по финансовой грамотности и финансовому оздоровлению Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям:

Если говорить об ожиданиях на 2019 год, то они вытекают из нерешенных проблем 2018 года. В частности, я надеюсь, что в будущем году государство примет ряд мер, которые позволят решить проблему бесконтрольного роста просроченной задолженности в корпоративном бизнесе.

Сейчас эта проблема напоминает снежный ком, который грозит раздавить отечественный бизнес. Этому можно найти подтверждение в данных официальной статистики. Как сообщает Росстат, объем долгов корпоративного сектора превысил 3 триллиона рублей и продолжает расти. Страну может ждать цепная реакция неплатежей корпоративного бизнеса, а затем массовые банкротства. И как результат кризис.

Ситуацию надо срочно решать. Надеюсь, что в 2019 году в России будет принят “банкротный” кодекс – ряд законов, регулирующих сферу банкротства, потому что нынешний закон о несостоятельности не соответствует реалиям времени. Надеюсь, что будут отрегулированы и в полную силу заработают новые методы и инструменты для управления проблемными активами. Такие, например, как секьюритизация просроченной задолженности. А для этого должна быть создана система рейтингования долгов, чтобы инвесторы могли работать с ними.

В частности, ожидаю, что в 2019 году будет создана профессия частного взыскателя корпоративных долгов. Сейчас эта инициатива набирает все больше сторонников в профсообществе; было обсуждение в Торгово-промышленной палате РФ, в результате которого было решено выйти с этим предложением в Минюст, и я рассчитываю, что в 2019 году она будет закреплена на законодательном уровне.

Тут, разумеется, сохраняется масса вопросов, которые требуют регулирования. В какой форме будут работать частные приставы, как обеспечить контроль их работы со стороны государства. Надо определить, как разграничивать функции и полномочия частных и государственных приставов. Как обеспечить качественную подготовку частных взыскателей, все, требует работы и обсуждения профсообщества, государственных органов, и конечно, ФССП.

Замечу, что создавая институт частных судебных приставов Россия не будет делать что-то уникальное. Если мы обратим внимание на зарубежный опыт, то мы найдем много стран, где существует подобная структура. Есть страны, где существуют только частные приставы, есть страны, в которых работают и государственные и частные приставы. В частности, такая система работает в Бельгии, Канаде, Великобритании и Казахстане. И везде ситуация с проблемными активами с введением частных приставов улучшалась, ведь главное преимущество частных приставов это оперативность и заинтересованность в результате.

Михаил Ханов, управляющий директор ИК «Алго Капитал»:

2018 год ознаменовался серьезными изменениями в регулировании финансовой отрасли. Одним из самых существенных стало введение новой категории профессиональных участников рынка - института инвестиционных советников (изменение в Законе о рынке ЦБ 39-ФЗ). Изменения вступили в силу 21 декабря и на текущий момент в реестре аккредитованных ЦБ РФ инвестиционных советников числится 13 участников, в том числе и наша компания. Мы прошли все необходимые процедуры и сертифицировали ПО в рамках новых требований регулятора.

Еще из значимых событий можно выделить появление структурных облигаций. Это новый инструмент в российском праве (изменения в Законе о рынке ЦБ 39-ФЗ), а также введение отчетности перед Центральным Банком в формате XBRL.

В 2019 году мы ожидаем продолжение тенденции на усиление надзора за профучастниками со стороны регулятора.

Кунегина Анна Юрьевна, заместитель генерального директора ООО «Нексиа Пачоли»:

Говоря об изменениях российского законодательства в сфере бухгалтерского учета и аудита, придется, пожалуй, перечислить те из них, которых мы так и не дождались в уходящем 2018 году. Это, во-первых, давно назревшая, обсуждаемая, противоречивая реформа аудиторской деятельности в РФ, которая обещала принести с собой и смену регулятора, и ужесточение требований к аудиторских организациям и аудиторам, особенно работающим в сфере финансового сектора, и отстранение Федерального Казначейства от внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, и пересмотр требований к саморегулируемым организациям, и еще много-много другого, так и не реализованного до настоящего момента. Несмотря на обещания принять изменения в Закон РФ “Об аудиторской деятельности” в летнюю сессию 2018 года, законопроект остался дожидаться второго и третьего чтения. А в случае отсутствия подвижек в принятии хотя бы части заявленных ранее изменений мы уже в следующем году очутимся в ситуации, когда одна, а то и обе саморегулируемые организации перестанут отвечать требованиям законодательства о количестве членов. Беспокоит также противоречие между положениями федерального закона и международных стандартов аудита по формату и содержанию аудиторского заключения. Единственное, что могут с высокой степенью определенности ожидать российские аудиторы в ближайшее время, это принятия изменений в статью 8 “Независимость аудиторов и аудиторских организаций”.

Второй пункт из нашего списка несбывшихся ожиданий – своевременное принятие новых редакций международных стандартов аудита. В 2017 году забрезжила надежда на то, что установив в качестве применяемых на территории Российской Федерации аудиторских стандартов международные стандарты аудита, Минфин обеспечит нам актуальные редакции всех изменений и дополнений, вносимых в эти документы IFAC. Но этим ожиданиям не суждено было исполниться. Мы опять отстаем от зарубежных коллег, приказами Минфина до сих пор не утверждены пересмотренные МСА 800, 805, 810, 250, 540.

Сюда же относится и пересмотр ныне действующих ПБУ. Утверждение многократно анонсированных новых ФСБУ (по учету запасов, основных средств, аренды и пр.) все откладывается и откладывается. 2018 год под конец “порадовал” изменениями в ПБУ 18/02 “Учет налога на прибыль организаций”, да и те вводятся в действие только в 2020 году.

И напоследок – о хорошем. Желаю всем нам крепкой веры в правильность избранного нами пути, новых надежд и чаяний, и бескорыстной любви к аудиту! С Новым годом!

Алексей Федоров, заместитель председателя правления Веста Банк:

Законодательство для банков – это традиционно очень интересная тема. У нас законодатели постоянно соревнуются в количестве выпускаемых норм. И на федеральном уровне, и ЦБ выдает немало изменений для банков. В этом году много произошло и хорошего, и плохого. Но в предновогодний период хочется поговорить о позитиве.

В наступающем году нас ждет много интересных и перспективных тем. Например, стоит отметить перспективную систему платежных переводов. Система быстрых платежей, которую создает ЦБ, очень перспективная тема – она создает революцию в этой сфере. Если раньше монополистом в быстрых платежах был Сбербанк, то сейчас есть возможность создать реальную альтернативу. Я питаю надежды, что Сбербанк в конечном счете будет участвовать в этой системе, что в целом создаст очень большой позитив и, действительно, создаст альтернативную систему платежей с использованием платежных карт.

Если говорить о других нововведениях, я бы отметил удаленную идентификацию. Мы очень рассчитываем, что система заработает и будет применяться на практике. Сейчас на этот счет уже есть определенная нормативная база, начался процесс сбора образцов голоса и изображений для того, чтобы можно было идентифицировать человека. Я надеюсь, что в будущем появятся четкие механизмы, как банк сможет применять эту информацию, чтобы человек не должен был приходить в офис банка, чтобы открыть счет. Это пойдет на пользу банковскому сообществу и позволит клиенту выбирать лучшие условия обслуживания на рынке и не быть привязанным к конкретному банку с географической точки зрения. Это будет способствовать повышению конкуренции на рынке, даст дорогу многим банкам с небольшими сетями обслуживания и тем, кто активно работает дистанционно.

Много изменений было связано с ПОД/ФТ (115-ФЗ). Сейчас все банки ждет глобальные изменения с точки зрения учета – это переход на МСФО 9. Это принципиально другие подходы, перенастройка внутренних систем. Это все предстоит сделать в новогодние праздники, этой работой сейчас поглощены все кредитные организации. Объем работ большой. Очень надеемся, что система справится с этим.

Вообще сейчас очень много делается для того, чтобы клиентам было удобно работать с банками, внедряются новые перспективные продукты, и это сильно вдохновляет тоже делать что-то позитивно.

Источник: GAAP.RU

Новости

16 января 2019 г. Penenza запустила бесплатную серию вебинаров для инвесторов

Мы позвали самых опытных и известных в России финансовых консультантов, чтобы они прочли вам лекции по инвестированию.

28 декабря 2018 г. Это реально: доходность в три раза выше, чем по вкладам

Вклады уже давно не отличаются двухзначной доходностью, как еще несколько лет назад, и с трудом перекрывают заявленную инфляцию.



26 декабря 2018 г. Инвесторы не будут платить Penenza в 2019 году

Хорошая новость для инвесторов-физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.