Новая боль МФО
Банк России предложил саморегулируемым организациям обратить внимание на стандарт взысканий просроченной задолженности в сфере микрофинансирования, разработанный СРО «МиР».
В стандарте в дополнение к № 230-ФЗ, регулирующему работу с должниками, указано еще несколько правил. Они предписывают микрофинансовым организациям взаимодействовать только с теми третьими лицами, которых при обращении в МФО указал заемщик, и прекращать с ними контакт, если они просят их не беспокоить. Сотрудники МФО в начале разговора обязаны представиться и назвать свою организацию. Кроме того, при переуступке права взыскания задолженности другой компании, эта компания тоже должна принять стандарт СРО «МиР».
Участники рынка опасаются, что без пристального контроля за выполнением стандартов документ превратится в пустую формальность, которую недобросовестные МФО не будут применять на практике. Тем более что пока это внутренний стандарт только для СРО «Мир», а на почти полторы тысячи других организаций его предписания не распространяются.
Некоторые профессионалы считают, что смягчение тона при общении с должниками помешает работе с заемщиками, которые не возвращают МФО деньги «из принципа».
«В отношении самых злостных должников у взыскателей не должно быть ограничений по схеме общения и по звонкам в частности, что никак не противоречит букве закона, — уверен Виктор Вахтин, генеральный директор ООО „Реконза“, которая занимается взысканием долгов с заемщиков p2b-платформы Penenza. — Иначе у недобросовестных граждан будет возможность набрать заемные средства, не возвращать их и не обращать внимания на взыскание».
Стандарт по взысканию задолженности: новая боль МФО?
СРО «МиР» разработала стандарт взыскания просроченной задолженности в сфере микрофинансирования. ЦБ данная инициатива понравилась. С июля документ вступает в силу. Что участники рынка думают об этом стандарте и поможет ли он сделать процесс работы с должниками более цивилизованным, выяснил Zaim.com.
КРАТКО О СТАНДАРТЕ
В настоящее время микрофинансовые организации в ходе работы с просроченной задолженностью должны руководствоваться Федеральным законом № 230-ФЗ.
«Несмотря на наличие профильного закона по взысканию, он недостаточно глубоко уточняет некоторые отдельные моменты. Поэтому может возникать ситуация, когда, несмотря на формальное соблюдение требований законодательства, должники некоторых МФО сталкиваются с неуважительным общением и психологическим давлением. А некоторые небольшие компании, работающие на грани рентабельности, могут вообще не соблюдать нормы закона», — отметил Роман Макаров, генеральный директор МФК «Займер».
Поэтому как дополнение к существующему закону был разработан стандарт, который в том числе предписывает следующее:
- МФО имеет право взаимодействовать по вопросам задолженности только с теми третьими лицами, которых заемщик указал как возможных участников этого процесса;
- если третье лицо высказывает свое нежелание контактировать с МФО по вопросам задолженности заемщика (в том числе и в устной форме), компания обязана прекратить взаимодействие и больше не беспокоить его (третье лицо);
- при общении с должником или с третьим лицом работник МФО должен представиться и четко сообщить, какую компанию он представляет;
- если МФО передает портфель просроченной задолженности другой компании, то в договоре должен быть указан пункт, согласно которому эта компания также обязана соблюдать стандарт.
Подчеркнем, что обязательным данный стандарт является для членов СРО «МиР», однако участникам рынка необходимо учитывать, что Банк России поддержал его и предложил «обратить внимание на этот документ и другим саморегулируемым организациям».
«Другие СРО МФО в подготовке документа и его обсуждении с Банком России не участвовали. Однако сам документ им направлялся, — заметила Елена Стратьева, директор СРО „МиР“. — В разработке проекта внутреннего стандарта участвовали отдельные уполномоченные представители рынка — документ подготавливался аппаратом СРО „МиР“ совместно с правовым комитетом СРО „МиР“, состоящим из сотрудников самих МФО».
СТАНДАРТ ДОБАВИТ ХЛОПОТ МФО
Эксперты отмечают, что стандарт заставит МФО еще раз пересмотреть внутренние процессы и в который раз направить значительную часть рабочего времени сотрудников на работу с документацией: обновление договоров с контрагентами, составление дополнительных соглашений. Также компаниям придется доработать свои внутренние процедуры, прописать базовые алгоритмы и шаблоны взаимодействия с должниками, если их не было ранее, нанять внутреннего аудитора, который будет контролировать систему взыскания.
Предполагается, что это будет стимулировать МФО более взвешенно подходить к оценке риска, а не полагаться слишком сильно на возможности службы взыскания. Особенно это касается небольших компаний. В конечном итоге главное ожидание от этого стандарта — снижение количества жалоб, связанных с микрофинансированием.
НУЖЕН КОНТРОЛЬ
Участники рынка в целом поддерживают внедрение стандарта, однако замечают: главное, чтобы документ получился рабочим, а не стал некой формальностью, которую невозможно применить на практике.
Поэтому следующим логичным шагом должен стать качественный контроль за выполнением этих стандартов не только добросовестными МФО, которые входят в госреестр и являются членами СРО, но и остальными организациями, которые причастны к выдаче заемных средств, полагает Андрей Петков, генеральный директор МФК «Честное слово». «Иначе получится, что снова усиливается нагрузка на операционную деятельность легальных компаний, в то время как у нелегальных развязаны руки», — добавил эксперт.
В СРО «МиР» нам рассказали, что за нарушение правил, указанных в стандарте, предусмотрено такое же наказание, как и за нарушение любого другого внутреннего или базового стандарта: предписание об устранении нарушения/ий, штраф, исключение из объединения. Кроме того, в самом документе прописано, что нарушители будут обязаны компенсировать ущерб от своих действий.
СКЕПТИЦИЗМ
Существуют и скептические мнения по поводу вводимого стандарта.
«Важно понимать, что он — „указ“ лишь для членов одной СРО, пусть и наиболее крупной. Следовательно, покрытие его действия не распространяется как минимум на 1400 организаций, что отчасти снижает его эффективность. Но при этом нельзя не умалять его возможностей», — заметил Юрий Кудряков, генеральный директор финансового маркета «Юником24».
Андрей Котов, владелец МФК «Кредит 911», не видит смысла в отдельном стандарте для МФО. «Ведь банки имеют гораздо больший портфель просроченных займов, суммы долга у них гораздо выше, и, следовательно, банковские должники страдают гораздо больше, чем должники МФО, которые берут по 5-10 тыс. рублей и чаще не платят „из принципа“, чем по объективным причинам», — заметил микрофинансист.
СТАНДАРТ МОЖЕТ РАЗВЯЗАТЬ РУКИ НЕДОБРОСОВЕСТНЫМ ЗАЕМЩИКАМ
Некоторые микрофинансисты уверены, что при таком мягком подходе к взысканию задолженности вероятность «уговорить» горе-заемщика исполнять взятые на себя обязательства сводится к нулю. Поэтому возможны четыре варианта развития событий: финансовые организации будут либо обходить стандарт, либо ужесточать скоринг, либо перекладывать риски на добросовестных заемщиков, либо закладывать риск в ставку и повышать ее.
«В отношении самых злостных должников у взыскателей не должно быть ограничений по схеме общения и по звонкам в частности, что никак не противоречит букве закона. Иначе у недобросовестных граждан будет возможность набрать заемные средства, не возвращать их и не обращать внимания на взыскание», — считает Виктор Вахтин, руководитель отдела взыскания P2B-платформы Penenza.ru.
Zaim.com надеется, что введение стандарта позволит сократить количество историй, связанных с «выбиванием» долгов из заемщиков МФО.
Источник: zaim.com